Суббота, 18.11.2017, 00:46
  Приветствую Вас, Гость
  RSS | Регистрация | Вход
   
Меню сайта
Категории раздела
Психолог - родителям [23]Психолог лицеистам [14]
Поиск
Важные проекты
Статистика

 
Если детям предстоят экзамены...
[ Скачать с сервера (40.6Kb) ] 28.03.2017, 18:12

     В подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах, помогают или, наоборот, повышают тревогу, волнуясь и переживая из-за недостаточно высоких отметок.

    Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня. Дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача для них стала более реальной, родители могут оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана.     План помогает также справиться с тревогой. Составив план, ребенок понимает, что выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

    О том, что люди делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется, уже все. Да, в течении дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды, что особо важно в период подготовки школьника к экзаменам. Значит и режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Но при этом следует помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".
     Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18- 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.
     Важно помочь ребенку выбрать такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним — двумя друзьями. В течение дня также необходимы короткие перерывы каждые 45 - 60 минут. Это помогает сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.
     Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстро устают и становятся раздражительными и беспокойными. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами. Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходиться. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно: страдает нервная система ребенка, он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Поэтому очень важно, чтобы сон вашего ребенка был не только достаточно продолжительным, но и глубоким. А это исключает ночное сидение за учебниками перед экзаменами.
     Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
     Особое значение в этот период имеет ваш собственный эмоциональный настрой. Во время экзаменов наша задача - создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки - выручалочки» играем мы, взрослые. Особое значение в этот период имеет собственный эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для самих взрослых период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что вы в него верите. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).
     Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с ним. Экзамены - ситуация действительно серьезная, но не запре¬дельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
     Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Если во время проведения экзамена выпускники получат необходимую поддержку, они будут более уверенно чувствовать себя в ситуации реального экзамена.

Категория: Психолог - родителям | Добавил: liceybru
Просмотров: 435 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Лицей ГУ ВПО "Белорусско-Российский университет" © 2007-2017