Понедельник, 20.08.2018, 00:46
  Приветствую Вас, Гость
  RSS | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Методики и технологии [8]Предметы естественнонаучного цикла [11]
Гуманитарные предметы [0]Книги [8]
Статьи [6]Материалы конференций [4]
Материалы конкурсов [5]Открытый урок [3]
Наши публикации [18]Психология, педагогика [1]
Внеклассная работа [14]Воспитательная работа [8]
Рабочие документы, формы отчетности [6]
Поиск
Важные проекты
Статистика

 
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
19.08.2011, 17:11
Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.
Сократ
Динамическое развитие информационных технологий и коммуникаций создаёт новую форму обучения, которую можно назвать термином «электронное образование».  Её обычно относят к дополнительному образованию. 
В связи с этим в современных условиях развития учебного процесса широко используются новые образовательные технологии, средством реализации которых выступают ресурсы среды Интернет:
обновляющаяся информация;
образовательные сайты;
виртуальные учебные центры;
виртуальные медиатеки;
on-line и off-linе общение.
Рассмотрим одну из основных образовательных технологий  технологию дистанционных (телекоммуникационных) проектов,  в частности - дистанционные конкурсы и проекты для учащихся.
Что же такое телекоммуникационный проект (Интернет-проект), чем он отличается от уже знакомых нам других проектов?
Проект – это способ организации совместной деятельности партнеров, направленной на достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов и сроков. В образовательном проекте в качестве согласованных результатов выступают различные «продукты» решения образовательных задач, а партнерами, как правило, выступают педагоги и ученики, имеющие общие проблему и цель, и согласующиеся методы и способы своей деятельности. 
Под учебным телекоммуникационным проектом (конкурсом) понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, организованную на основе компьютерной телекоммуникации. Именно наличие партнеров, необходимость координации усилий которых требует использования средств телекоммуникации (Интернет-ресурса), является главной отличительной чертой интернет-проекта (интернет-конкурса). 
Можно привести следующую классификацию типов интернет-проектов (конкурсов):
по методу реализации: исследовательский, творческий, приключенческий, ролевой, практико-ориентированный, пр.;
по содержательному аспекту: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, лингвистические, культурологические, игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные;
по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
Выявлены следующие преимущества дистанционных проектов и конкурсов:
С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование учеников становится открытым. Ребята на собственном опыте и практике осваивают теорию, что немало важно в связи с отрывом в учебном процессе теории от практики и вследствие недопонимания и отчуждённости школьников к изучаемым объектам.
Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Данная форма помогает не только изучить научное направление, но и изобрести нечто своё, индивидуальное, новое. Сравнить полученное с историческими аналогами или результатами других участников. В результате работы, каким бы ни был итог жюри, участник получает нечто большее – собственное приращение в своих глазах и учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с использованием чата и форума.
С помощью конкурсов и проектов образовательные учреждения предоставляют возможность своим ученикам дополнительные образовательные услуги, а педагогам - помогают осваивать современные средства телекоммуникаций. Подробные инструкции позволяют незаметно изучать и осваивать новые возможности компьютерной техники. 
Использование метода проектов в учебном процессе предполагает его соответствие некоторым основным требованиям:
наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
значимость предполагаемых результатов для участников учебного процесса (практическая, теоретическая, познавательная);
возможность для самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся;
учебный материал и организация работы, предполагающие структурирование (с указанием поэтапных результатов);
специальная и достаточно тщательная подготовка, как учащихся, так и учителей. 
От учителя требуется: 
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; 
владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, поисковую, творческую, самостоятельную, индивидуальную, групповую работу учащихся; 
владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; 
способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; 
умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой; 
если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории; 
владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером); 
умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется: 
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); 
владение компьютерной грамотностью: обработка текстовой и графической информации, владение компьютерной телекоммуникационной технологией, обработка данных с помощью электронных таблиц, использование баз данных, распечатка информации на принтере; 
владение коммуникативными навыками; 
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте; 
в случае международного проекта - практическое владение языком партнера. 
В системе образования существуют Интернет-проекты как связанные с отдельными учебными предметами (физика, математика, география и т. д.), так и имеющие межпредметную направленность (исследовательские, экологические, этнографические и т. д.). Эти проекты носят креативный характер и могут быть направлены на подготовку и проведение различных акций, в том числе – национальных и международных. 
Так, например, к интернет-проектам на прямую связанным с изучением отдельных предметов, в том числе и физики, можно отнести проекты Департамента образования Ярославльской области и Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании www.edu.yar.ru. 
А вот Российский комитет по регистрации рекордов планеты и Международный клуб рекордсменов «Интерстронг» ставя перед собой целями развитие творческих способностей участников, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, привитие навыков в общении с компьютером, выявление юных талантов, проводит ежегодную международную интернет-олимпиаду «Эрудиты планеты» (www.erudites.ru). Эта олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени.
Количество и качество подобных интернет-проектов с каждым годом неудержимо растет. Поэтому, время от времени, стоит войти в поисковую систему и поискать как вновь открывшиеся, так и уже хорошо себя зарекомендовавшие интернет-проекты. И, скорее всего, и Вам и вашим любимым ученикам станет еще интереснее работать вместе. 


Категория: Методики и технологии | Добавил: liceybru
Просмотров: 2689 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Лицей ГУ ВПО "Белорусско-Российский университет" © 2007-2018

Свидетельство о регистрации в «Государственном реестре информационных ресурсов» №7141000956 от 01.07.2010